Гонконг является одним из полуавтономных регионов Китая, действующим в рамках принципа «одна страна, две системы», который был изложен в китайско-британской декларации 1984 года. В то время как в Китае наблюдалось несколько значительных социокультурных изменений на протяжении всего XX века, Гонконг был в значительной степени защищен от этих потрясений благодаря протекционизму со стороны Великобритании. В результате между этими двумя территориями существует ряд различных культурных и социальных расхождений, которые мы рассмотрим в данном материале.
Кантонский диалект против диалекта Мандарин
Официальным языком Китая является современный стандартный мандарин (или путунхуа). Основанный на диалекте Пекина, мандарин был принят в качестве общего национального языка в 1955 году. Все школы в материковом Китае учат на путунхуа, хотя многие китайцы используют региональный язык или диалект у себя дома. Официальными языками Гонконга являются китайский и английский. На практике «китайский» означает «кантонский», то есть южный китайский язык, который непонятен северянам. Впрочем, отличается только произношение, письменность осталась одинаковой.
Распространенность английского языка
Англичанам очень легко гулять по Гонконгу. Все уличные знаки, официальные документы и государственные услуги, а также большинство меню ресторанов и веб-сайтов являются двуязычными. Кроме того, местные школы в Гонконге поддерживают относительно высокий уровень обучения английскому языку, а многие гонконгцы, которые при деньгах, отправляются в университет за рубежом в такие страны, как Великобритания, Австралия, США или Канада. Напротив, вам будет трудно найти опытных англоязычных людей в повседневной жизни в материковом Китае. Если вы планируете остаться в Китае более чем на короткое время, абсолютно необходимо научиться хотя бы простым фразам на китайском языке.
Два очень разных XX века
Гонконг и Китай пережили два совершенно разных XX века, которые объясняют многие различия. После падения династии Цин в 1912 году Китай пережил много десятилетий драматической турбулентности. Гражданское общество было раздираемо китайской гражданской войной и китайско-японской войной; после того, как Китайская Народная Республика была основана в 1949 году, миллионы людей погибли во время хаоса Великого скачка и Культурной революции, которые были попытками превратить страну в производительное социалистическое общество. Только в 70-х годах была достигнута определенная степень нормализации, и Китай предпринял ряд экономических реформ, которые подняли бесчисленное количество людей из бедности и поставили страну на путь к лучшему.
Между тем, британская колония Гонконга получила волны иммигрантов, бежавших от хаоса и буйства материкового Китая на протяжении всего 20-го века. За исключением японской оккупации в период между 1941 и 1945 годами, Гонконг был в значительной степени избавлен от тех бурных ужасов, с которыми столкнулся Китай. Экономика Гонконга взлетела с 1950-х и 60-х годов, продвигая преобразование города в финансовый и промышленный центр. Когда в 1997 году город вернулся в Китай, он стал полуавтономной территорией, что позволило сохранить капиталистическую экономику Гонконга и независимую правовую систему.
Социальные медиа и Интернет
Сайт микроблогов Weibo и приложение для социальных сетей WeChat – это хлеб и масло социальных сетей в материковом Китае, у которого есть собственная отдельная интернет-экосистема благодаря «Великому файерволу», который правительство Китая использует для регулирования Интернета. Чтобы получить доступ к заблокированным иностранным сайтам, таким как Facebook и Google из материкового Китая, вам необходимо использовать виртуальную частную сеть (VPN).
В отличие от этого, граждане Гонконга пользуются беспрепятственным доступом к Интернету без необходимости в VPN. Гонконговцы редко используют китайские приложения и сайты в социальных сетях, если им не нужно вести бизнес или разговаривать с друзьями в материковом Китае. WeChat является самым популярным приложением для обмена сообщениями в Гонконге, а также широко распространены западные сайты и приложения для социальных сетей, такие как Facebook, Gmail, Instagram и Snapchat.